image

В пользу аммиака говорят его характеристики: при переходе из жидкой фазы в газообразную затрачивается минимум энергии; он абсолютно чист экологически, не влияет на озоновый слой и не создает парниковый эффект, что сегодня беспокоит всех. Кроме того, аммиак предупреждает о начале развития чрезвычайной ситуации сильным резким запахом, что позволяет мгновенно определить утечку и ликвидировать ее в кратчайший срок. Он не текуч в той степени, которая свойственна другим хладагентам, не взаимодействует с черным металлом. А, следовательно, все аммиачное оборудование, в отличие от фреонового, дешево (для фреонового используют в основном цветные металлы). Весьма важно то, что аммиак недорог по сравнению с другими хладагентами.

Еще о плюсах аммиака. Его удельная массовая производительность более чем в 3,5 раза превышает аналогичный показатель для любого другого холодильного агента, используемого в пищевой промышленности. Для сравнения: на среднем распределительном холодильнике установленной холодопроизводительности 3 мВт суточная экономия электроэнергии при применении аммиака по сравнению с фреоном-22 составит 3000 кВт/ч., а по сравнению с фреоном 404А - 8000 кВт/ч. При этом необходимо учитывать, что фреон-22 подлежит запрету Киотским соглашением, а 404А является неазеатропным и связан со значительными материальными и эксплуатационными затратами. При действующих ценах на электроэнергию экономия составит 1,4 млн. руб. (при сравнении с фреоном-22) и 3,65млн. руб. (при сравнении с фреоном 404А).

Перечисленные факторы лишний раз доказывают преимущества именно этого хладагента. Другое дело - с ним надо уметь работать. Но весь мир работает с пропаном, бензином, другими газами, горючими, вредными и взрывоопасными веществами. При соблюдении норм и правил эксплуатации, принятии надлежащих упреждающих и компенсирующих мер можно свести их опасность до приемлемого риска.

Желающим заменить устаревшее аммиачное холодильное оборудование на фреоновое потребуются большие капитальные затраты, чем при замене аммиачного на аммиачное. Киловатт холода, производимый фреоновой холодильной системой, обойдется дороже, чем аммиачной. В конечном итоге, применение фреонов или их смесей приведет к увеличению себестоимости продукции, к зависимости отечественных потребителей от зарубежных фирм-производителей хладагентов и масел для них.

Количество аммиака, заправляемого в блочные машины, составляет 0,170-0,950 кг на 1 кВт производимого холода. В традиционной насосно-циркуляционной схеме при использовании воздухоохладителей заправка аммиака составляет до 8 кг на 1 кВт холода или до 20 кг при батарейном охлаждении. Если же сравнивать с холодильными установками той же производительности, где в качестве хладагента используются хладоны R22 и R134a, то на выработку 1 кВт холода потребуется гораздо большее количество хладагента.

Предусмотренные противоаварийные системы защиты делают установку практически безопасной. В блоках с пластинчатыми конденсаторами применяется спринклерная система защиты. При этом чиллер устанавливается на ленточный фундамент, который выполняет функцию бака для сбора воды, орошающей установку в случае утечки аммиака, а водо-орошаемая секция испарительного конденсатора будет работать как скруббер, абсорбируя аммиак. Установка так же может быть снабжена измерителем электропроводимости и определителем рН для контроля качества охлаждающей воды и быстрого определения утечки аммиака.